Художественная литература

Славянская мифология

Каждый народ на некотором этапе своего развития пытался понять концепцию создания мира. Как появился мир? Кто это создал? Какую роль играют в нем люди? Такие вопросы задавали себе первобытные скандинавы, арамейцы, шумеры и многие другие. Первобытные мифы – это способ объяснить мир и понять его.

При всей несхожести народностей, создававших космогонические мифы, у них наблюдается ряд параллельных черт и мотивов. Изучение и сравнительная характеристика мифов являются одними из интереснейших вопросов космомифологии.

В мифах огромного количества народов сходным является характеристика некой первопричинной субстанции, которая существовала извечно и явилась основанием для создания мира. В египетской мифологии это был Хаос Воды, ассоциирующийся, несомненно, с весенним разливом Нила. Мировое яйцо, из которого в славянской мифологии возник бог, существовало в полной пустоте. Из этой пустоты и появляются первые демиурги: в греческой мифологии первыми божественными существами стали Гея, Тартар и Эрос. В японской мифологии рассказывается о многих поколениях богов, первые из которых создали всех остальных. Десятки и сотни демиургов - это общая черта первобытных мифов. Например, в японской мифологии насчитывается большое количество «ками», или перворожденных демиургов, которые якобы являлись прародителями всех японских повелителей (не надо забывать поговорку: «Япония – страна восьми миллионов божеств»). Египетская мифология насчитывала сотни божеств, почитавшихся во множестве локальных культов. История отношений и родства богов зачастую была неимоверно сложна (к слову, можно вспомнить древнегреческую историю о Зевсе, повторенную позже римской мифологией, который извлек Афину (в римской мифологии– Минерва) из божественного бедра). Общепринято столкновение первого бога и его злого двойника (Белобог в славянской мифологии соперничает с Чернобогом). Еще один схожий момент мифов – это божественное происхождение первых людей. Языческое сознание старалось противопоставить себя животному миру, и, таким образом, подтверждалась избранность людей. Один из распространенных архетипов – это сотворение людей из грязи или глины. В египетской мифологии божество Хнум на гончарном круге создает первого человека, в греческой мифологии бог-кузнец Прометей тоже лепит людей из глины. В некоторых мифологических повествованиях повествуется о том, что человек был сделан для прислуживания богам, согласно другим, он появляется нечаянно или по ошибке.


Еще по теме

Вклад отечественных писателей и поэтов XIX столетия в мировую культуру

Интернет-библиотека Let It Book: книги, журналы, аудиокниги

Подарок - книги для детей,книги для детей 5 лет.