Улица Венцека (Базарная, Заводская)

В 1918 году, когда Самару взяли белочехи, в городе велись уличные бои. После того, как большевики не смогли удержать штаб обороны на Заводской улице (бывший дом самарского булочника Неклютина), одного из них - Франциска Ивановича Венцека, выходца из семьи ссыльных поляков, председателя ревтрибунала, печально известного в городе своей радикальной борьбой со спекулянтами и дезертирами, - буквально растерзала толпа. Улица, на которой он погиб, и получила его имя.

Круто спускаясь к Волге от площади Революции, улица Венцека по праву считается одной из самых живописных в старом городе. Здесь немало памятников истории и культуры.  

Прямо напротив здания суда стоит дом, в котором в 90-х годах XIX века на втором этаже снимал квартиру и мастерскую классный художник I степени Федор Емельянович Буров (улица Венцека, 28). Двери его мастерской всегда были открыты для истинных ценителей искусства. Вместе с другими самарскими живописцами Головкиным и Осиповым Буров организовал кружок любителей искусства, на свои скромные средства открыл первые в городе классы живописи, рисования и ваяния. Одним из его учеников, кстати, был выдающийся советский художник К. С. Петров-Водкин. До самой кончины ф. Е. Бурова в1895 году его мастерская была средоточием художественной жизни в Самаре. Здесь постоянно собирались члены кружка, в 1893 и 1894 годах проводились выставки местных художников Ф. Бурова, К. Воронова, К. Головкина, Г. Подбельского и других, многие произведения которых хранятся теперь в городском художественном музее.

К числу архитектурных памятников старой Самары принадлежит и особняк Шихобалова, неповторимый облик которому придают атланты у центральной арки здания (улица Венцека, 55). Построен он по проекту А. Щербачева в 90-е годы позапрошлого столетия. Владельцы – младшие представители богатейшей в Самаре купеческой династии Шихобаловых, четыре брата. Видимо, по их вкусу и внесены в пластику фасада здания элементы барокко. Более Шихобаловы-младшие ничем не запомнились в истории города. Вот только вдова одного из них вышла впоследствии замуж за военного капельмейстера Шатрова – автора знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». И впервые прозвучал этот вальс в исполнении полкового оркестра в Струковском саду.

Привлекает внимание и добротный двухэтажный дом с большим якорем на фронтоне (улица Венцека, 10). Старожилы улицы называют его «капитанским», хотя каких-либо сведений о происхождении этого названия отыскать не удалось. Расположен дом на спуске к Волге, всего в нескольких шагах от набережной, где в прежние времена находились причалы многих пароходных компаний. Возможно, кто-то из первых владельцев дома, построенного в последней четверти XIX века, имел отношение к «речному делу», однако, по некоторым данным, здесь уже в конце столетия помещался приют для бедных и престарелых.

А почему все-таки улица Венцека прежде именовалась Заводской? По мнению краеведов, таким своим названием, вошедшим в обиход со второй половины прошлого века, она обязана мелким заводам и мастерским, которых немало возникло в этой части города, ставшего губернским. Одно время здесь был винный завод Аннаева, до самой революции работала первая в губернии механизированная хлебопекарня Неклютина (позже хлебозавод № 8). Но самое первое название улицы – Базарная. Деревянные хлебные лабазы, торговые ряды заполняли ее в середине XIX столетия. Потом их снесли, улицу стали застраивать жилыми домами, мимо которых проходим мы и теперь.

| опубликовано: фев 11, 02:01

Комментирование этой статьи закрыто.

Дополнительная информация по теме «Улица Венцека (Базарная, Заводская)»