Древние религиозные культы Ионии

В древних языческих культах Ионии есть ряд интересных деталей, не известных широкой публике, но любопытных с точки зрения исторических судеб разных религий, в том числе и христианства.

 

 

Самый древний культ на территории Малой Азии – это культ Кибелы. Этот культ связывается, прежде всего, с Фригией, откуда он распространяется по территории всей Малой Азии, а затем и всего греко-римского мира. Кибела – богиня-мать, в ведении которой находились жизнь и смерть, плодородие и погребение. Культ Кибелы изобилует мрачными подробностями. Он был связан с практикой ритуальных оргий и здесь есть параллели с другим оргиастическим культом – культом Диониса, который тоже считается исходно малоазийским божеством. До нас дошли смутные отголоски рассказов о том, что жрецы Кибелы (куреты и корибанты) практиковали ритуальное оскопление. Согласно мифам, в приступе оргийного безумия первым оскопил себя Аттис, возлюбленный Кибелы. Кстати говоря, похожий ритуал оскопления в честь богини-матери до сих пор практикуется в Индии. Позже, когда в Малую Азию пришли римляне, которые охотно присоединяли чужие религии к своей собственной, они освоили и культ Кибелы, освободив его при этом от всех шокирующих подробностей. Кибела стала почитаться как покровительница домашнего очага и города, фактически, отождествившись с Гестией и Вестой. Поэтому в Эфесской Пританее (муниципальном дворце) был алтарь Гестии, за которым следили куреты, жрецы Кибелы.

Можно с уверенностью сказать, что культ Кибелы практиковался в догреческий период в районе Эфеса и горы Спил. Название горы Спил, или Сипил и есть искаженное имя богини. Об этом свидетельствует и монументальное изображение Кибелы времен хеттской империи, высеченное  на скале. Здесь Кибела почиталась как мать всего живого, покровительница диких животных.

 

 

Кстати, под эпитетом «Владычица зверей» известна Артемида, которая на самом деле является тоже догреческим божеством, одной из ипостасей богини-матери. То есть это некое альтер-эго Кибелы. Поэтому образ многогрудой Артемиды Эфесской больше отсылает к этому древнему культу, чем к известному всем персонажу олимпийской мифологии. То есть поздний олимпийский образ девственной Артемиды-охотницы является адаптацией Малоазийской Артемиды владычицы зверей и покровительницы рождений к греческой культуре. Стоит также упомянуть о связи Артемиды с легендарными амазонками, будто бы жившими в области Эфеса. Интересно также, что храм Артемиды Эфесской не случайно располагается в самом низком болотистом месте речной долины Меандра – болота в древности связывались с плодородием и потому считались подходящим местом для культа богини-Матери, что создало позже определенные трудности строителям, столкнувшимся с необходимостью воздвигнуть самый большой мраморный храм на зыбкой почве.  

 

 

Согласно классической олимпийской мифологии братом-близнецом Артемиды является Аполлон, которого принято считать покровителем Муз, солнечным божеством, вносящим элемент порядка и гармонии. Мало кто знает, что Аполлон изначально тоже божество Малоазийское, причем больше связанное с достаточно инфернальными явлениями. Кое-какие подсказки дает здесь Гомер. Во-первых, у него Аполлон и Артемида покровительствуют троянцам, что логично – божества Малой Азии находятся на стороне малоазийского народа. Во-вторых именно Аполлон насылает чуму на лагерь ахейцев.  То есть это «светлое» божество повелевает моровыми поветриями. С этим связано и то, что Аполлон считался покровителем мышей (разносчиков чумы), а также волков и ящериц. Существовало также поверие о невидимых стрелах Аполлона и Артемиды, внезапно поражающих людей. В этой связи надо вспомнить миф о Ниобе и ее 14 детях, которых убивают Аполлон и Артемида по просьбе своей матери Латоны (фактически Кибелы). Кстати, вряд ли является простым совпадением тот факт, что скала Ниобы находится на горе Сипил.

 

 

Темная сторона Аполлона проявляется также в практике предсказаний, так называемого оракула. Один из таких центров существовал в Дельфах, второй в Дидимах. Дельфийский храм как известно, располагался над расщелиной, из которой поднимался газ, вдыхая который пифия впадала в транс и вещала предсказания от имени Аполлона. Интересно, что в Иераполисе на Памуккале к Храму Аполлона примыкает храм Плутона, подземного бога, построенный над расщелиной, аналогичной Дельфийской.

Вряд ли является простым совпадением тот факт, что место смерти и Вознесения Богоматери связывается именно с Эфесом, где настолько был силен культ Кибелы-Артемиды. Произошло своеобразное наложение верований друг на друга. Вплоть до того, что статуя Артемиды и скульптурное изображение Богоматери в церкви, возведенной на месте ее дома, представляют женскую фигуру фактически, в идентичной позе. Не говоря уже о том, что образ и Богоматери, и Артемиды предполагает парадоксальное соединение идей девственности и покровительства рождениям.

 

 

Есть также некая нить, связывающая культ древней богини-матери с мусульманством. Исследователи отмечают тот факт, что формирующееся мусульманство опиралось на некоторые древние культы, в том числе и на культ Кибелы. С этим связывают то, что стрельчатая ниша-арка в мечетях называется Кыбла. Вспоминают и о священном черном камне мусульман – Каабе. К этим давно забытым следам относят также распространенный в суфийской поэзии образ возлюбленной, являющийся метафорой Бога.

| опубликовано: Дек 2, 21:12

Комментирование этой статьи закрыто.

Дополнительная информация по теме «Древние религиозные культы Ионии»