Достопримечательности Иераполиса.

 

 

Ворота Фронтина и Византийские Ворота. Эти ворота попарно замыкают город с южной и северной стороны, причем ворота Фронтина в обеих случаях расположены по отношению к городу дальше, чем Византийские. Ворота Византийского периода включены в комплекс крепостных стен и имеют по две мощные квадратные башни по сторонам. И Южные и Северные Византийские ворота имеют в качестве архитектурной детали внушительных размеров каменную арку-тимпан, покоящуюся на массивном монолитном архитраве. Что касается Ворот Фронтина, Северные были более внушительными и лучше сохранились. Они напоминают триумфальную арку с тремя пролетами, с которой начинается центральная улица города. К воротам примыкают две круглых башни солидных размеров. Согласно надписям, найденным на строениях, на самом деле Фронтин возвел не сами ворота, а только улицу, ворота же с городскими укреплениями были построены немного позже.

 

 

Пресс для оливкового масла. Он примыкает к одной из башен Северных Ворот Фронтина. Пресс неплохо сохранился и по нему можно составить представление о самом процесс выжимки масла. Основные структурные элементы пресса сделаны из камня. Можно хорошо рассмотреть соединяющийся двойной канал, идущий по окружности и выводящий готовое масло в желоб, по которому оно стекало в большой пифос.

Гробница Флавия Зевксиса. Это небольшая часовня на ступенчатой платформе, окруженной скамьями. Она имеет два боковых фасада и центральный вход с элегантно оформленным проемом. Согласно надписям Флавий Зевксис был успешным торговцем, около 30 лет проведшим в путешествиях в Италию, южную оконечность Пелопоннеса и другие районы средиземноморья, куда он возил различные товары, производимые в Иераполисе и окрестностях. 

 

 

Улица Фронтина. Это главная улица города (так называемая Платея), шириной в 14  метров. Она представляла собой единый архитектурный комплекс вместе с воротами, построенный в I веке н.э. Под самым центром улицы проходила городская канализация, закрытая толстыми каменными блоками. По сторонам улицы шли многочисленные здания (дома, лавки и т.д.), объединенные в единый фасад длинной в 170 метров. Ряд зданий более позднего периода ( V - VI веков н.э.) заходят на территорию улицы, которая в это время сузилась до 8 метров. Толстые наносные отложения (более 2 метров толщиной), оставленные весенними потоками воды, погребли под собой поверхность улицы за века запустения. Только пневматический компрессор позволил улице вновь увидеть свет.

 

 

Латрины (общественный туалет). Это изящный закрытый портик, располагающийся между улицей Фронтина и Агорой. В центре по длине всей комнаты шел ряд колонн, поддерживающих перекрытия. По периметру располагались каменные скамьи с отверстиями и небольшой канал, по которому текла чистая проточная вода (необходимая в гигиенических целях), все отходы стекали в канализацию под улицей Фронтина. Пол латрин выложен известняковыми блоками, сильно стершимися в процессе эксплуатации.

Агора (торговый и политический центр) была построена во II веке н.э. на месте, которое ранее занимал некрополь и мастерские, разрушенные во время землетрясения 60 года н.э. Агора Иераполиса была одной из самых больших не только в Малой Азии, но и во всем античном мире. Она имела около 170 метров ширину и 280 в длину.

 

 

Нимфей с Тритонами. Это один из двух монументальных фонтанов города, получивший свое название благодаря рельефным изображениям Тритонов, дующих в морской рог. Фонтан располагался между агорой и Улицей Фронтина, был 70 метров в длину, по его сторонам располагались два небольших крыла с нишами для статуй. Фонтан датируется приблизительно 228-230 годами н.э. его основательно разрушило землетрясение VII века.

Византийские бани. Были пристроены к южному портику агоры. Судя по их месторасположению, это были центральные общественные бани города в Византийский период.

Собор. Это было одно из ключевых зданий города в христианский период. Нартексом (входная часть) и атриумом (крытая галерея) собор примыкает к центральной улице. С права от нартекса был пристроен Баптистерий (крестильня). В самом соборе было три нефа, разделенных двумя рядами колонн. По периметру полукруглой апсиды, амфитеатром шли ступени, использовавшиеся во время богослужений как скамьи для представителей церковной иерерхии. Собор датируют первой половиной VI века. К сожалению, от него сохранился исключительно один фундамент.

Мартирион Св. Филиппа. Это храм, построенный в начале V века на месте предполагаемого захоронения Апостола Филиппа.  Мартирион располагается в верхней части плато, над восточной стороной города, возвышаясь над восточным некрополем. Рядом с мартирионом находится мост Св. Флиппа и еще какая-то небольшая часоня, от которой к храму-усыпальнице вверх карабкается мраморная дорога со ступенями. Чтобы добраться до храма, надо немного попотеть и полазить по чапыжнику, но зрелище того стоит. Сам мартирион представляет собой очень замороченное и полное символизма строение, созданное предположительно придворным константинопольским архитектором. Центральное помещение в плане представляет собой восьмигранник, от сторон которого расходятся восемь прямоугольных комнат, вход в каждую оформлен тремя арками, опирающимися на две колонны. Каждая арка несет на себе изображение буквенного символа. Вся эта композиция включена в квадрат, сторонами которого являются расположенные подряд 32 комнаты. Здание разрушено, но даже руины весьма впечатляют.

 

 

Храмы Аполлона и Плутона. Мраморный храм Аполлона располагается между Театром и комплексом Центральных Бань, на площади, примыкающей к Улице Фронтина. Там же располагаются Храм Плутона и Нимфей. У храма Аполлона был изысканный дорический портик с фризом, украшенным сложной резьбой с трилистниками, метопами и различными розетками, фрагменты которого лежат в данный момент на земле. Храм был построен в I веке н.э. во время большой реконструкции, произведенной во времена Флавия после разрушительного землетрясения, произошедшего во время царствования Нерона. К храму Аполлона примыкает Плутонион – храм подземного бога Плутона, царствующего в мире мертвых. Расположение этого храма не случайно, он находится над глубокой расщелиной, появившейся в результате землетрясений, из которой до сих пор идет ядовитый подземный газ, считавшийся, очевидно, дыханием бога. Рядом с этими двумя храмами располагался и второй городской фонтан-нимфей. Фонтан имел U -образную форму в плане и был украшен двухъярусным сложно декорированным портиком. Все строение сильно попорчено землетрясениями.

 

 

Театр. По размерам он уступает Эфесскому театру, но интересен тем, что он очень хорошо сохранился, включая и постройки сцены, в случае большинства других театров, утраченные. Кавеа (зрительские места) по горизонтали делилась на две секции, по вертикали – на 9 секторов. В центральном отделении нижней секции сохранились роскошные кресла для vip - персон. В театре были обходные галереи для зрителей. Постройки сцены включали в себя два этажа, на верхнем до сих пор находится сложный портик со статуями. Правда, пройти в него нельзя – в театре для посещения туристов открыта только верхняя часть кавеа, все прочее можно созерцать только издалека.

 

 

Внизу, на противоположной от театра стороне, прямо над склоном со знаменитыми кальцитными чашами-ваннами находится комплекс Центральных Городских Бань, построенный во II веке из местного известняка. Бани использовали воду из термального источника. Сейчас в здании Бань располагается музей, в котором представлены экспонаты, найденные при раскопках города. Посещение музея предполагает дополнительную плату.

Рядом с городскими банями находится легендарный бассейн Клеопатры, неизменно притягивающий к себе внимание туристов. Бассейн наполняется водой из термального источника, бьющего из-под земли в его отдаленном углу. Бассейн был окружен мраморным портиком, обрушившимся во время землетрясения VII века. Причем фрагменты портика упали на дно бассейна, добавляя ему привлекательности. В бассейне можно купаться (оплатив предварительно 20 лир).

 

 

Церковь с Пилонами. Это трехнефная византийская базилика с портиком перед входом и двумя рядами массивных пилонов, которые располагаются там, где обычно в других базиликах находятся колоннады. При этом более крупные и более легкие пилоны чередуются, и, кроме того, с ними рифмуются также полуколонны, расположенные вдоль стен. Внушительное здание.

 

 

Гимнасий. Он находится недалеко от Южных Византийских ворот. Некогда это было одно из самых важных зданий городской жизни Иераполиса, использовавшееся не только для гимнастических упражнений, но и как своеобразный образовательный центр для граждан города.

Баня-Церковь. Сначала это здание использовалось как баня, а позже, уже с первой половины VI века, оно было перестроено и использовалось в качестве храма. Массивные каменные арки на входе, сложенные из прямоугольных блоков известняка были в этом строении изначально. Так что общая планировка здания напоминала планировку Центральных бань. Позже была пристроена апсида, портик пред входом и внесены изменения в интерьер.

Некрополи. Город со всех сторон буквально окружен кладбищами, их условно делят на северное, восточное и южное. Учитывая, что городские кварталы Иераполиса в большинстве своем пока так и остались нераскопанными, создается такое впечатление, что жители этого города занимались в основном тем, что ходили в театр, мылись и умирали. Так что невольно возникает некий скепсис по поводу целительности источников. На самом деле обилие могил объясняется просто привычкой местных жителей к помпезным захоронениям. Разнообразие тоже впечатляет – есть склепы, есть саркофаги, есть даже круглые толосы. То ли по причине недостатка места, то ли из желания группироваться всей семьей в одном месте на протяжении целого ряда поколений часто встречаются комплексы из склепов, на крыши которых чуть не в два ряда наставлены каменные саркофаги. В большинстве случаев это привело к обрушениям. Некрополи сильно пострадали от землетрясений, особенно в VII веке, но до сих пор представляют собой эпическое зрелище, достойное поэзии в духе романтизма.

 

 

| опубликовано: Дек 2, 22:54

Комментирование этой статьи закрыто.

Дополнительная информация по теме «Достопримечательности Иераполиса.»